MiddayArt Illustration & Lettering

CHOOSE LANGUAGE:

  • Почему полезно писать от руки? Конспекты, скетчнотинг, каллиграфия

    Все мы вели конспекты в школе и институте и очень часто это казалось нам какой-то ужасной повинностью — вот сидишь, пытаешься успеть всё записать, а потом главное разобрать свои каракули! Зачем так мучиться? Эх, где бы взять распечатки лекций, да? Сегодня, когда ноутбуки есть у очень многих, студенты на занятиях порой печатают на клавиатуре, а не записывают от руки. Возможно, это получается быстрее. Но имеет совсем иной эффект.

    Всё дело в том, что за письмо от руки отвечают сразу несколько участков мозга. Когда мы одновременно воспринимаем информацию (зрительно + на слух) и записываем ее, она «автоматически» упорядочивается и начинает усваиваться. При обычном чтении (распознавании букв на бумаге или вводе «готовых букв» с клавиатуры) мы лишаемся этих процессов. Станислас Дэйен, доктор психологических наук Французского Университетского Колледжа, говорит: «В процессе письма активируются уникальные нервные связи. При письме происходит опознавание слова через жест, своеобразное распознавание через ментальную симуляцию. Есть предположения, что эти нервные связи воздействуют на учебный процесс способом, о котором мы даже не подозреваем. Но учиться так действительно легче».

    Неслучайно и любимые многими «утренние страницы» рекомендуют писать именно от руки. И расписывать планы, упорядочивать мысли лучше именно на бумаге.

    Недавно я случайно увидела на ютубе лекцию профессора Савельева, которую он читал в рамках выставки в московском Современном музее каллиграфии. Эта лекция буквально перевернула моё сознание. Ну да, я и до этого понимала, что всякая тонкая и сложная работа руками полезна для мозгов. Но тут масштаб оказался намного серьезнее. У меня до сих пор просто в голове не укладывается тот факт, что такое простое и базовое занятие, как письмо от руки, играет ключевую роль в развитии мозга и поддержании его работоспособности. Лекция довольно длинная и очень интересная, вставлю ее в этот пост и, надеюсь, вам пригодится:

    Профессор Савельев в своем выступлении делает упор именно на каллиграфию, то есть на красивое письмо, объясняя это тем, что именно написание мелких, ровных и красивых знаков включает ту мелкую моторику, которая так благотворно влияет на мозг. Но и обычное письмо от руки тоже очень полезно и, как уже говорилось выше, помогает усваивать информацию.

    Однако конспектами, написанными от руки, часто бывает очень неудобно пользоваться. Вот эта вот сплошная простыня текста, да еще и не очень разборчивого из-за скорости — надо сильно постараться, чтобы извлечь из неё пользу впоследствии. Намного лучше, когда конспект хорошо структурирован и кроме чистого текста включает схемы, графические обозначения, значки и стрелочки, обозначающие связи между идеями и понятиями. Как вы уже догадались, я говорю про скетчнотинг.

    Sketchnoting или визуальные заметки хороши тем, что они активируют визуальное восприятие. Таким образом, задействуются оба полушария, мозг работает активнее, информация усваивается не только на вербальном уровне (на уровне фраз), но и на визуальном уровне.

    — При этом они делаются обычно не карандашом, а ручками или тонкими фломастерами, что приучает рисовать смело и делает движения руки более уверенными.

    — А также они учат обобщать, оптимизировать, систематизировать идеи на лету.

    В формате скетчнотинга фраза, которая так бы заняла один абзац, может быть выражена тремя значками или кружочками с элементами текста. Главное, чтобы вы уловили и запечатлили идею, а уже потом, глядя на нарисованные вашей рукой схемы, вы легко восстановите в памяти, о чем шла речь.

    Ниже — быстрое руководство по скетчнотингу от ресурса zillion.net:
    Sketchnoting

    В общем, вывод из этого такой. Хотя человечество вовсю придумывает технологии, которые, вроде как, вытесняют ручное письмо, — это не повод на самом деле отказываться от него. Когда мы набираем текст на клавиатуре или, еще лучше, тыкаем одним пальцем в тач-скрин, наш мозг практически не задействуется. А всем известно, что природа очень рациональна и экономна: если что-то не используется, оно со временем отмирает за ненужностью. Наверное, вы слышали это золотое правило «используй, или потеряешь» (use it, or lose it!). Так вот, надо обязательно продолжать писать от руки (а еще лучше, писать каллиграфически), чтобы сохранить работоспособность мозга, увеличивать число нейронных связей и впоследствии не деградировать с возрастом.

    Надеюсь, эта статья была полезной. И надеюсь, что у вас нашелся свободный час, чтобы посмотреть видео. Делайте выводы, ну и делитесь с друзьями 🙂

    Related Posts

    Метки: ,





    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    12 + 4 =

  • MIDDAYART NEWS:

    укажи здесь свой e-mail, чтобы получать всё новое и интересное. Никакого спама, только новые статьи и бесплатные материалы с MiddayArt.ru

    TAGS:

  • Метки




  • MOST VIEWED POSTS: