MiddayArt Illustration & Lettering

CHOOSE LANGUAGE:

  • Учитесь рисовать? Четыре главных совета для начинающих!

    Я начала учиться рисовать уже в ооочень осознанном возрасте, сначала под руководством моих прекрасных учителей, потом путем собственных проб и ошибок, и поэтому смогла проанализировать весь процесс и сделать выводы. По моему опыту, можно выделить 4 основных принципа, на которых строится всё:

    1. Подключить правое полушарие,
    2. Действовать от общего к частному,
    3. Знать основы и не бояться экспериментировать,
    4. Приобретать насмотренность!

    а теперь подробно о каждом пункте.

    1. Левое и правое полушарие в рисовании

    Пока ребенок растет и познает мир, ему свойственно обобщать получаемую информацию и упорядочивать ее в виде системы символов. Этим занимается «аналитическое» левоееполушария. Поэтому в детских рисунках мы часто видим «базовый» набор условных обозначений: глаз рисуется как «рыбка» с кружочком посередине, солнышко — как полукруг с лучиками в углу листа, дерево — как прямоугольник с торчащими сверху веточками, люди, машины, пароходы, животные изображаются как условные наборы узнаваемых ребенком символических форм. Естественно, реализмом тут и не пахнет, да этого от детских рисунков никто и не ждёт. Детские рисунки прекрасны другим — смелостью цвета, необычными композиционными решениями, экспрессией и по-детски незашоренным взглядом на мир.

    Когда человек становится старше, если он не продолжает развивать свои навыки рисования специально, он зачастую останавливается на своём детском наборе первичных символов. Ему говорят: «нарисуй человека», он рисует что-то из серии «палка, палка, огуречик». Конечно, он видит, насколько несовершенно его творение, и решает, что «рисование — это не моё», «мне не дано», «для этого нужен особый талант» и т.д. Но дело тут не в особом даре — нужно просто сменить способ восприятия действительности. На том уровне, который нас интересует (т.е. на уровне базовых навыков рисования), художник отличается от «не-художника» умением видеть по-другому. Но что это значит на практике?

    Переход в режим правополушарного рисования

    Задача левого полушария в том, чтобы создать для мозга «короткие пути», облегчить работу и систематизировать весь огромный объем информации о мире. Поэтому оно предлагает нам считать, что человек это «палка-палка-огуречик», а солнце — кружочек с лучиками. И это сойдёт для скетчнотинга, но для реалистичного рисования придется обратиться к услугам «образного» правого полушария.

    Упрощенно говоря, правое полушарие отвечает за то, что мы видим реальность как набор светов и теней, цветных пятен и цельных образов. Это оно помогает нам принимать облака в небе за драконов, поезда и горы или рассматривать ковёр и видеть там сказочных персонажей. Чтобы переключить восприятие в правополушарный режим, нужно постараться взглянуть на объект (скажем, дерево) в отрыве от наших логических представлений о нем. Левое полушарие услужливо подсказывает, что дерево это «одна толстая палка, из которой в стороны торчат палочки потоньше». Правое полушарие не даёт имён, оно воспринимает объекты как мозаику из пятен, как на картинах импрессионистов.

    Поэтому, чтобы научиться рисовать реалистично, нужно a) наблюдать, б) не давать имён и в) рисовать с натуры, конечно же. На практике это происходит так: я вижу цветущую яблоню и угол дома, резную тень на стене. Я наблюдаю, какой характер у кроны — она круглая или вытянутая, ажурная или плотная, изрезанная по краю или с ровным краем. Я не отмечаю у себя в сознании, что «это дерево, значит, оно должно рисоваться вот так». Я просто вижу форму с таким-то характером, такого-то цвета и тона. И стремлюсь изобразить это на бумаге как можно более близко к натуре. Я постоянно сравниваю: что светлее? что темнее? Падающая тень на стене явно темнее освещенной кроны, значит тут можно набирать тон, и на контрасте светлые участки станут выразительнее. А небо за верхушкой дерева намного светлее его кроны, значит, можно не бояться затемнить листву на фоне неба.

    И так далее. Постоянно сравниваем, наблюдаем, делаем выводы. Стремимся видеть мир как набор цветных пятен и форм, разных по тону. Так нашим мозгом перестают править устоявшиеся символы из разряда египетских иероглифов, а остаётся чистое наблюдение и передача реальности художественными средствами.

    2. От общего к частному

    Эту фразу следовало бы высечь в камне 🙂 Она лежит в основе абсолютно любой творческой работы. Сначала общая схема, композиционное решение, общие очертания предметов, раскладка по тону (см. Иерархия пятен). Потом постепенно разбиваем общие формы на более мелкие участки — свет, полутон, тень, намечаем детали формы и так далее. И так постепенно до самых мелких деталей.

    Насколько мелких — решать автору, но обычно чрезмерная любовь к мелким деталям не идет на пользу работе. Чтобы работа не получилась дробной, чтобы зрителю (и автору) было ясно, что на ней главное, что второстепенное, надо время от времени отходить от работы (или вовсе делать паузу на несколько часов) и затем свежим взглядом оценивать: чего не хватает? что, напротив, уже излишне? выполнил ли я свою задачу? достигнута ли гармония?

    Кстати, то же самое относится и к леттерингу. По сути, леттеринг — это композиция из букв и вспомогательных элементов, украшений и так далее. И его, как любую композицию, тоже планируют заранее от общего к частному (подробно об этом в материале «Композиция леттеринга»).

    3. Классическая школа или чистая интуиция и полёт души?

    Мой ответ: и то, и другое. Иногда попадаются очень интересные художники, которые никогда ничему не учились и имеют какой-то уникальный яркий и неповторимый стиль, совершенно «неправильный», но прекрасный сам по себе. Но это исключение, которое подтверждает правило.

    Чтобы хорошо, много и качественно рисовать, лучше один раз изучить основные принципы изобразительного искусства — такие как композиция, цвет, передача объема, перспектива, воспользоваться опытом многих и многих мастеров, педагогов, теоретиков искусства, а не изобретать каждый раз велосипед. По качеству работ обычно видно, что человек в курсе этих принципов, либо нет. Резюмируя — классическая школа изобразительного искусства дает тот крепкий фундамент, на котором можно смело строить своё. И тут уже вступает в игру фантазия, интуиция и свободный полёт мысли. Правила можно осознанно нарушать. Можно и нужно искать свои пути, инструменты, приёмы и способы самовыражения. Но никогда не стоит оправдывать откровенно слабую технику из серии «я художник, я так вижу» — я думаю, тут всё очевидно.

    Ну и четвертый принцип, очевидный и неочевидный одновременно:

    4. Смотреть на работы мастеров, изучать, приобретать «насмотренность»

    Это немного странное слово означает некий общий культурный багаж, бэкграунд, который мы приобретаем, изучая наш предмет, а именно, изобразительное искусство. Поэтому очень важно знать историю искусств. Важно знать классиков и современников, смотреть, что и когда делалось, и почему. Отвечать самому себе на вопрос «Это хорошо или нет? Почему? Что меня привлекает/отталкивает?» Внимательно слушать преподавателей и других умных людей, спрашивать их мнение и калибровать свои ощущения. Так формируется хороший вкус и понимание, умение различать искусство и китч.

    Вывод — если ваше хобби или профессия связаны с изобразительным искусством, то обязательно быть в курсе прошлого и настоящего, ходить на выставки, отслеживать тренды, анализировать происходящее, обсуждать с единомышленниками.

    Кроме того, очень важно иметь свою собственную визуальную библиотеку, которая служит тем же целям. Что такое визуальная библиотека художника? Это, конечно же, книги и альбомы по искусству, иллюстрированные книги, графические романы — в зависимости от вашего направления. Это тематические сайты и блоги, а также Инстаграм и Pinterest. И, если в Инстаграме легко потеряться в бурлящем потоке картинок (я постоянно теряюсь), то Пинтерест — это тихая гавань, где стоят ваши корабли с сокровищами. Всё на отдельных досках, все в порядке и систематизировано.

    Такие дела. Есть что добавить? Добро пожаловать в комментарии?

    Понравилась статья? Поделись с друзьями! 🙂

    Related Posts

    Метки:





    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    2 × один =

  • MIDDAYART NEWS:

    укажи здесь свой e-mail, чтобы получать всё новое и интересное. Никакого спама, только новые статьи и бесплатные материалы с MiddayArt.ru

    TAGS:

  • Метки




  • MOST VIEWED POSTS: