MiddayArt Illustration & Lettering

CHOOSE LANGUAGE:

  • Акварель: базовая техника

    Консистенция акварели

    Самое главное в работе акварелью — верное соотношение воды и краски. Слишком жидкий колер даст бледный невыразительный цвет. Слишком густая акварель не будет течь и красиво смешиваться. Чтобы прояснить вопрос консистенции акварели, применим схему, которую сформулировал известный художник-акварелист Джозеф Збуквич:
    Zbukvic Diagram of Watercolor

    Эти “часики” отображают всю логику работы с акварелью: слева на циферблате степени влажности бумаги, справа — консистенция краски.

    Чай — самый ненасыщенный акварельный колер. Свободно течет по бумаге, если наклонить лист, и дает очень легкий тон. Используется для самых светлых участков, таких, как небо в пейзаже и другие света.

    Кофе — чуть более насыщенный колер. Так же свободно течет по бумаге, как и “чай”, но дает чуть более темный тон. Используется для полутонов на свету.

    Молоко — достаточно насыщенный колер. Если наклонить палитру, краска будет стекать, но медленно. Используется для среднего тона предметов.

    Сливки — еще более насыщенный колер. Если наклонить палитру, краска практически не будет стекать. Если делать заливку, снизу не будет образовываться капля. Используется для полутонов в тени.

    Масло — практически один акварельный пигмент, без воды. Напоминает по консистенции гуашь и используется в небольшом количестве для самых ярких или темных акцентов, обычно по сырому.

    NB: Эти условные обозначения относятся исключительно к консистенции краски и не имеют никакого отношения к ее цвету 🙂

    Основные акварельные приёмы

    Прежде всего, работая акварелью, главное намешать на палитре достаточное количество краски нужного цвета и консистенции, чтобы не пришлось добавлять из кюветы в процессе. Пока мы намешиваем нужный цвет, наша краска ни листе высыхает, а в акварели нужно действовать быстро и четко.

    1. Ровная заливка

    Намешиваем достаточное количество краски с водой и ведем сверху вниз, загружая кисть по мере необходимости и все время поддерживая каплю краски внизу заливки, чтобы не успевала высохнуть:

    Flat wash

    2. Растяжка от темного к светлому

    То же, что и п. 1, но постепенно добавляем на кисть вместо краски чистую воду:

    Graded wash

    3. Соединение 2 цветов по сырому

    Делаем заливку одним цветом и, пока ее край не успел высохнуть, подводим вплотную к ней заливку другим цветом. При соприкосновении две заливки создают красивый градиент:

    Variegated wash

    4. Мягкий и жесткий контур

    Сначала набираем на кисть чистую воду и проводим по листу. Затем берем на кисть краску и кладем первый мазок так, чтобы он попадал на смоченную водой область. Получается мягкий контур. Внизу заливки, где акварель положена просто по сухому, создается жесткий контур. Однако, если сразу провести по нему кистью с чистой водой, он также расплывется:

    Soft and Hard Edge

    5. Акварельная лессировка мокрым по мокрому и по сухому

    Делаем заливку одним цветом, затем берем на кисть другой цвет и работаем поверх первого. Если первая заливка не высохла, получаются красивые эффекты. Если она высохла, получаются линии с четким краем:

    Wet on Wet and Wet on Dry

    6. Лессировка

    Делаем заливку одним цветом и ждём, пока она полностью высохнет. Затем набираем на кисть другой цвет и очень легко проводим поверх первой заливки. Ни в коем случае не давим на кисть и стараемся не проводить дважды по одному участку. Так первый слой краски остается сохранным, а второй слой прозрачной акварели ложится сверху, создавая наложение цвета:

    Glazing

    7. Вливания цвета

    Берем на кисть чистую воду и смачиваем участок листа нужной формы (как лист или цветок ниже). Пока вода не высохла, берем разные цвета и вливаем их. Цвета перемешиваются прямо на листе внутри смоченной водой области:

    Wet in Wet
    Wet in Wet

    Что делать, если акварель не слушается?

    Если не очень получается работать акварелью, если она кажется слишком неуправляемой, то достаточно освоить приемы, описанные выше, и понять для себя следующие принципы:

    1. Понять фишку с консистенцией краски и степенями влажности бумаги (см. “часы” Збуквича в начале поста)

    2. Понять, что акварель расплывается только на сырой бумаге, а на сухой ведет себя спокойно

    3. Понять, что мягкий край получается, когда сырая акварель соприкасается с водой, а жесткий край — когда акварель просто высыхает на бумаге

    4. Увидеть, что и мягкий, и жесткий край могут присутствовать на рисунке в разной степени и давать разные эффекты

    5. Работая лессировками, обязательно ждать, пока первый слой высохнет полностью, и стараться не проводить кистью дважды по одному участку.

    Акварельная техника пришла к нам с востока, из древнего Китая, и она — родная сестра каллиграфии и живописи тушью. А каллиграфия и работа тушью подразумевают, что мы совершаем минимум движений. Одно движение — один росчерк или след кисти. Каждый след кисти на бумаге — высказывание, которое нельзя взять назад или исправить. Если относиться к акварели именно так, она будет сохранять свою звонкость, прозрачность и неповторимый шарм.

    В следующем посте — об акварельных эффектах и дополнительных приемах.

    Есть вопросы? Добро пожаловать в комментарии! Понравилась статья? Поделись с друзьями 🙂

    Related Posts

    Tags: ,





    Leave a Reply

    Your email address will not be published. Required fields are marked *

    2 + 2 =

  • MIDDAYART NEWS:

    укажи здесь свой e-mail, чтобы получать всё новое и интересное. Никакого спама, только новые статьи и бесплатные материалы с MiddayArt.ru

    TAGS:

  • Tags




  • MOST VIEWED POSTS: