MiddayArt Illustration & Lettering

CHOOSE LANGUAGE:

  • Цветные карандаши: как выбрать и как ими рисовать

    Лично у меня с детства о цветных карандашах сложилось плохое впечатление – экспонаты советской марки “Искусство” постоянно ломались и давали часто какой-то невнятный цвет, и ничего хорошего от них добиться не получалось. Но недавно я заново открыла для себя этот чудо-инструмент, и спешу вам рассказать: цветные карандаши полны очарования и ими можно делать крутые вещи! Разберёмся, как этого достичь.

    Как выбрать цветные карандаши?

    Прежде всего, самые дешевые карандаши, т.н. “для детского творчества” часто вовсе не подходят ни для детей, ни для взрослых. Просто потому, что их грифель бывает недостаточно мягкий и дает недостаточную градацию тона. Из-за этого карандаш при нажиме начинает царапать бумагу, а красивого насыщенного цвета не получается. Поэтому наш выбор – мягкие карандаши. Как вариант – акварельные карандаши, т.к. их грифель отличается мягкостью. Как проверить, хорошие перед вами карандаши или так себе?

    Если карандаш достаточно мягкий, он даёт хорошую растяжку тона – от очень легкой и светлой штриховки до очень яркой и плотной, примерно так:

    How to draw with colored pencils

    Как показывает мой опыт, самый богатый тональный спектр дают акварельные карандаши Koh-i-Noor Mondeluz. Также хороши карандаши Derwent (они дороже, но они продаются поштучно в их палитре есть всякие странные и необычные цвета). Недавно также попробовала акварельные карандашики Raffine Marco – они тоже очень красивые по цвету и не уступают по качеству двум первым маркам.

    How to draw with colored pencils

    Как рисовать цветными карандашами?

    Прежде всего, пару слов о том, как их точить. По-хорошему, цветные карандаши точат ножом (канцелярским резаком). Острым лезвием аккуратно снимаем стружку под ооочень острым углом к оси карандаша, чтобы получался плавный переход от его корпуса к самому грифелю (см. на фото справа). При такой заточке карандашом можно штриховать долго и под разными углами. Если же надо заточить карандаш остро-остро для мелких деталей (или если нет возможности возиться с ручной заточкой), помогает точилка – и лучше, если это точилка со специально чуть увеличенным отверстием под цветные карандаши (я использую превосходный экземпляр от Faber Castell, на фото слева):

    How to draw with colored pencils

    Что касается штриховки. Штриховать можно так, чтобы штрихи несколько отстояли друг от друга (чтобы был виден каждый штрих), либо ложились плотно друг к другу (чтобы отдельных штрихов почти не было видно).

    Накладывать один слой штриховки на другой следует так, чтобы угол между штрихами составлял около 30 градусов (и не в коем случае не следует штриховать перпендикулярно). Если штрихи пересекаются под острым углом, то получается равномерно заштрихованное поле, а если штрихи перпендикулярны, получаются некрасивые клетки, которые портят общий вид.

    Если сделать слой штриховки одним цветом, а потом сверху пройтись другим, получается красивое оптическое смешение. При этом, раз пигмент смешивается только оптически, а не физически, то почти невозможно “добиться” грязи в рисунке цветными карандашами (в отличие от акварели, где пигменты смешиваются физически, и грязь развести очень легко):

    How to draw with colored pencils

    При этом, как и в академическом рисунке, рисуя различные объекты, следует класть штрих по форме.

    Посмотрите на нижний ряд на фото сверху. Если мы рисуем примерно сферический объект, такой как яблоко, мы начинаем с очень легкой штриховки каким-то нейтральным тоном (в данном случае, это светло-зеленый, картинка 1). Затем мы продолжаем набирать тон, стараясь класть штрих по форме, чтобы заработала иллюзия формы предмета (картинка 2). И уже последним этапом мы добиваемся окончательного тона, помня про свет, полутон, собственную тень и рефлекс, а также при необходимости рисуем падающую тень от объекта (картинка 3).

    На всех приведенных примерах штрих положен очень быстро и схематично, чтобы передать основную идею, но в реальной работе можно и нужно экспериментировать с характером штриха и наложением цветов.

    Кстати, чтобы заштриховать сразу большую область, лучше взять карандаш чуть дальше от кончика и работать от плеча широкими движениями. Для мелких деталей, напротив, лучше взять карандаш так, как мы привыкли со школы, и поближе к кончику.

    Дополнительные эффекты

    How to draw with colored pencils

    На фото сверху показана уже нам знакомая растяжка по тону (1), вливание одного цвета в другой (2) и нанесение декоративных элементов поверх первого слоя штриховки (3).

    Ну и вспомним детство – ведь карандаши позволяют делать то, что называется “фроттаж” – проявление рельефного предмета или текстуры через лист бумаги (картинки 1 и 2). А если, напротив, процарапать на бумаге что-то острым предметом или непишущей ручкой, то эти углубления также проявятся при штриховке:

    How to draw with colored pencils

    Какая бумага подходит для цветных карандашей?

    В принципе, жёстких требований к бумаге нет. Но лучше, если это все же будет довольно плотная бумага, альбомного качества (не бумага для принтера – на ней рисовать можно, но она легко сминается неосторожным движением, и вообще, это как-то несерьезно). Порой, если бумага слишком гладкая, то карандаши при наложении образуют неприятные скопления пигмента. На более матовой бумаге пигмент распределяется более равномерно. Опять же, можно использовать акварельную бумагу с выраженной текстурой, но нужно быть готовым к тому, что эта текстура будет проглядывать в рисунке.

    Можно ли стирать цветной карандаш?

    Ну как сказать. Довольно жесткая стирательная резинка, типа виниловой от Faber Castell (см. на втором фото сверху в этой статье), стирает легкие штрихи цветного карандаша. Клячка или формопласт также снимают верхний слой пигмента. Но, если положена плотная штриховка, то удалить ее ластиком полностью не удастся.

    Впрочем, вообще цветные карандаши – это очень приятный и медитативный инструмент. Если акварелью нужно работать быстро и уверенно, то карандаши – медитативная техника, можно сидеть и неспеша класть штриховку слой за слоем, и работу практически невозможно испортить.

    Резюме

    Итак, главное в работе цветными карандашами:

    1) Карандаши должны быть мягкими

    2) Начинать от светлого к тёмному и начинать с очень легкой штриховки, постепенно углубляя тон

    3) Класть штриховку под острым углом

    4) Работать неспеша и медитативно

    5) Иметь под рукой ножик или точилку, чтобы грифель всегда был острым и готовым к бою.

    И, напоследок, видео моей зарисовки цветными карандашами от начала и до конца (если что, можно проматывать и увеличивать скорость):

    Как вариант, можно добавить на первом этапе четкий графичный контур линером или ручкой – это даже несколько упрощает задачу, сразу определяя основные формы на листе. Только, как и в случае с акварельными набросками, не стоит уж слишком прямолинейно ровненько заштриховывать контуры, как в раскраске. Пусть карандашная штриховка тоже свободно ложится и перетекает из одной формы в другую, создавая интересные эффекты и наложения:

    Есть вопросы? Welcome в комментарии! Полезная статья? Поделись с друзьями 🙂

    Related Posts

    Tags: , ,





    Leave a Reply

    Your email address will not be published. Required fields are marked *

    5 × 4 =

  • MIDDAYART NEWS:

    укажи здесь свой e-mail, чтобы получать всё новое и интересное. Никакого спама, только новые статьи и бесплатные материалы с MiddayArt.ru

    TAGS:

  • Tags




  • MOST VIEWED POSTS: