MiddayArt Illustration & Lettering

CHOOSE LANGUAGE:

  • Инструменты для каллиграфии и леттеринга

    Исторически, все основные пишущие инструменты делятся на ширококонечные и остроконечные. Поэтому для каллиграфии может, в принципе использоваться всё, что имеет широкий либо острый кончик и оставляет цветной след на поверхности – это может быть любое перо или кисть, но также может быть заточенная палочка, узкая полоска картона или пластика, согнутая полоска жести. Сейчас расскажу о тех инструментах, которыми регулярно пользуюсь сама. Как показывает практика, лучшие в мире каллиграфические инструменты выпускает (что логично) Япония. Однако, например, отличные острые перья исторически производят в Англии и Германии, да и знаменитые советские стальные перья “со звёздочкой” тоже хороши. Но давайте обо всём по порядку.

    Calligraphy Tools

    Первое, о чём стоит упомянуть, – это, конечно, тушь и чернила. Их существует великое множество разновидностей. Однако самый дешевый и оптимальный вариант для начинающих (и не только) – это наша российская тушь “Гамма”. Она не является водостойкой, хорошо отмывается от перьев (правда, не стоит оставлять их в каплях туши надолго – может засохнуть насовсем). Отличную тушь выпускают марки J. Herbin и Winsor Newton, а также наш любимый Koh-i-Noor. В их линейке немного цветов, зато есть даже золотая и серебряная тушь.

    О туши следует помнить, что она имеет органическую основу, поэтому со временем может портиться – если в нее попадают инородные предметы, может появиться неприятный запах. Поэтому, работая тушью, перо макают не в банку, а в небольшое количество туши, отлитое в тушницу, крышку или иную ёмкость. Что касается чернил – с ними ничего не делается, т.к. у них неорганический состав. Однако для каллиграфии, которую пишут пером, лучше подходит именно тушь – она более вязкая и удобная в работе, а чернила жидкие и быстро стекают с пера. Чернилами я лично пользуюсь для того, чтобы заправлять Pilot Parallel Pen, но об этом чуть ниже.

    Кстати, для каллиграфии подходит также обычная акварель, которой мы рисуем, и даже гуашь в достаточно жидкой консистенции. А ещё существует множество видов сухой акварели типа Finetec и чернила в кристаллах, и прочие такие вещи. Но о них как-нибудь потом.

    Calligraphy Tools

    Для каллиграфии ширококонечным пером используется перодержатель и различные перья, имеющие широкий кончик. Ширина пера может составлять от пары миллиметров и до сантиметра с лишним, это так называемые плакатные перья для больших форматов.

    Calligraphy Tools

    Для каллиграфии остроконечным пером используют тот же перодержатель, или, как вариант, косой держатель или “oblique pen holder” (черный пластиковый держатель на фото ниже). Он служит для того, чтобы писать под наклоном такими почерками, как копперплейт и спенсериан, при этом не сильно наклоняя сам лист. Косой держатель пера действительно намного удобнее прямого – с ним рука находится в физиологически правильном положении, а лист лежит практически ровно перед глазами, и сохранять наклон букв удается намного лучше.

    Calligraphy Tools

    Calligraphy Tools

    Calligraphy Tools

    Разновидностей острых перьев существует великое множество. Они различаются по степени мягкости и по минимальной и максимальной толщине линий, которые можно с их помощью получить. По моему опыту, очень удобные перья для новичков – Zebra G (их аналоги Nikko G или Tachikawa G). Они очень упругие, дают хороший контраст линий и хорошо удерживают тушь.

    Ещё одно любимое мной острое перо – это Brause №76 Iserlohn c “розочкой” – оно требует некоторого опыта, т.к. очень мягкое и легко теряет тушь при неосторожном обращении – но когда приноровишься, то писать им одно удовольствие.

    Недавно я еще открыла для себя перышко Leonardt Hiro № 700 – оно раза в два меньше обычного пера и имеет очень тонкий кончик – для мелких надписей самое то. После некоторой практики становится тоже очень послушным и приятным в обращении.

    В целом, выбрать для себя оптимальное перо можно методом проб. Обращаться с пером следует аккуратно и нежно, не подвергая его сильным механическим нагрузкам, и не забывать чистить сразу после работы, чтобы на нем не скапливалась тушь. Хранить перья лучше в небольшой пластиковой или металлической коробочке, чтобы они не погнулись, не сломались и не потерялись. Продаются специальные футляры для перьев, но вообще с этой ролью легко справляется даже металлическая коробочка от мятных конфет.

    Calligraphy Tools

    Это были традиционные инструменты для каллиграфии, которыми пользуются не первое столетие. А теперь перейдем к инновациям. Первый великолепный инструмент для готических почерков, базового письма, итальянского курсива, вязи и прочих почерков, требующих ширококонечного пера – это Pilot Parallel Pen. Его любят многие каллиграфы мира за простоту и надежность в использовании. По сути, это две стальные пластины, соединенные так, что между ними равномерно стекают чернила, давая ровный насыщенный след. Внутри корпуса находится сменный картридж, а колпачок завинчивается, так что эта ручка не протекает при переноске. Эта ручка позволяет писать, не макая никуда перо и не допуская клякс на бумаге. Заправлять Pilot Parallel Pen можно родными картриджами с чернилами черного цвета или разных других цветов, а можно использовать для этой цели обычные чернила (не тушь!) “Гамма”, заливая их в “родной” картридж с помощью шприца с иглой.

    Calligraphy Tools

    Calligraphy Tools

    Ещё один современный инструмент для каллиграфии – это браш-пен или ручка-кисточка. Его суть в том, что кончик его представляет собой настоящую острую кисть из синтетических волокон, а из корпуса непрерывно подаются специальные чернила. К таким ручкам относятся Pentel Color Brush, Pentel Pocket Brush, Akashia Sumi Brush Pen и другие разновидности. Пожалуй, лучшие ручки-кисточки производит японская компания Pentel – у них невероятно упругий и острый кончик и очень черные чернила. Pentel Color Brush можно использовать и как обычную кисть, макая её в тушь (главное потом промыть кисть водой). Его также можно заряжать родными картриджами (которые стоят дороговато), или теми же чернилами “Гамма”. Опыт показал, что еще хорошо заливать в Pentel Color Brush чернила для изографа – они реально густые и при этом не засыхают внутри кисти, а стоят дешевле.

    Calligraphy Tools

    Calligraphy Tools

    Самый бюджетный вариант для каллиграфии кистью – это, собственно, обычная кисть. Это должна быть кисть из синтетики или колонка (главные требования к ней – упругий ворс и острый кончик). На фото ниже две кисточки какого-то noname китайского производителя, которые я купила в художественной лавке за смешные деньги, а они оказались реально очень острыми и долговечными – для туши, да и для акварели то, что надо.

    Calligraphy Tools

    Вообще, с кистями история такая – как повезет. Иногда самые дешевые синтетические кисти оказываются прекрасными, а дорогой колонок отказывается формировать острый кончик, и оказывается ни на что не годен. Чтобы понять перед покупкой, хороший у кисти кончик, или нет, надо намочить ее. Все кисти, как правило, продаются со склеенным ворсом, и вот этот клей нужно размочить и смыть водой, чтобы понять, как в реальности будет вести себя ворс. В некоторых больших художественных магазинах для этого даже специально стоят стаканчики с водой.

    Calligraphy Tools

    Еще один инструмент для каллиграфии кистью – это фломастеры с длинным кончиком, имитирующим штрих кисти. Их иногда также называют браш-пенами, но, по сути, их кончик сделан не в виде кисточки как у Pentel и Akashiya (см. выше), а в виде конуса из пористого материала. С этими кончиками нужно быть очень осторожным. На них нельзя давить вертикально, от этого они быстро портятся. Такими фломастерами следует работать только под острым углом к бумаге и не прикладывать излишнего усилия. Один из примеров таких фломастеров – Faber-Castell PITT Artist Pen. У них великое множество цветов и качественные чернила.

    Calligraphy Tools

    Кроме того (небольшой лайфхак): если пишущий кончик истрепался со временем, то можно аккуратно вынуть его из корпуса и вставить обратно другой стороной, и он снова станет острым:

    Calligraphy Tools

    И последний на сегодня инструмент – это снова “японцы”, Pentel Sign Pen. Они похожи на описанные выше фломастеры от Faber-Castell, но у них чуть другой кончик и меньше разных цветов. При этом материал пишущего кончика очень приятный и отлично скользит по бумаге, оставляя яркий след.

    Calligraphy Tools

    Они, как и браш-пены от Pentel и фломастеры PITT Artist Pen, годятся не только для каллиграфии, но и для скетчинга – переменная толщина штриха и способность покрывать тоном большие участки – это их несомненный плюс.

    Calligraphy Tools

    Ну и нельзя обойти вниманием такие незаменимые вещи, как карандаш, ластик и линейка. С ними, в принципе, всё и так ясно – хочу только остановиться подробнее на линейке. Я использую рейсшину 30 см с металлическим роликом фирмы Стамм – это правда очень удобная вещь, т.к. позволяет быстро проводить параллельные линии. В отличие от обычной линейки, тут не надо следить за параллельностью линий “на глаз” и не надо отмечать две точки по бокам листа. Просто ведешь рейсшину по листу, а она сохраняет параллельность линий. Красота:

    Calligraphy Tools

    Вот далеко не исчерпывающий список отличных инструментов для каллиграфии. В следующем материале я подробнее остановлюсь на каллиграфии браш-пеном и кистью.

    Related Posts

    Tags: , ,





    Leave a Reply

    Your email address will not be published. Required fields are marked *

    eleven − 9 =

  • MIDDAYART NEWS:

    укажи здесь свой e-mail, чтобы получать всё новое и интересное. Никакого спама, только новые статьи и бесплатные материалы с MiddayArt.ru

    TAGS:

  • Tags




  • MOST VIEWED POSTS: