MiddayArt Illustration & Lettering

CHOOSE LANGUAGE:

  • Основы композиции. В чём ее сила?

    Композиция — это средство выразительности.
    Это такая организация элементов в пространстве листа, которая:

    1. подчеркивает самое главное (фокус)
    2. проводит взгляд зрителя по всей картине, задержав внимание на главном
    3. помогает зрителю понять смысл, заложенный автором
    и
    4. собирает все элементы воедино, создавая цельное, равновесное и гармоничное изображение.

    То есть, принципы композиции — это наши инструменты, необходимые, чтобы сознательно управлять происходящим и формировать то впечатление, которое сложится у зрителя, глядя на нашу работу.

    ФОРМАТ

    Во-первых, формат листа не является какой-то догмой. Формат можно выбирать под наши цели. Всем привычно рисовать на листах формата А4, расположенных вертикально и горизонтально. Но тут стоит подумать: возможно, для пейзажа подойдет формат удлиненного по горизонтали прямоугольника, а плющ, взбирающийся по башне, логично разместить в формате прямоугольника, удлиненного по вертикали. Кроме того, есть устойчивый и непоколебимый квадратный формат, а также идеальный по форме круг и даже разнообразные овалы.

    Various Formats

    (Все примеры работ здесь и ниже взяты из моего Pinterest. Права на изображения принадлежат их авторам.)

    КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР

    Он же смысловой центр. То главное, о чём рассказывает наша работа. Чтобы подчеркнуть композиционный центр, можно:
    1. Разместить его в сильных точках / на сильных линиях формата
    2. Указать на него с помощью линий
    3. Подчеркнуть его с помощью контраста, цветового и/или светлотного

    В зависимости от того, где расположен смысловой (композиционный) центр, композиция может быть
    СИММЕТРИЧНОЙ (1) или АСИММЕТРИЧНОЙ (2). Симметрия вызывает ощущение устойчивости, статики. Асимметрия — ощущение динамики. При этом асимметричная композиция ≠ хаос на листе. В ней тоже должно быть равновесие.

    Symmetric - Asymmetric

    Что такое сильные точки формата? Тут есть две традиции восприятия: европейская и восточная. «Европейский» композиционный центр — это верхняя средняя часть листа. «Восточный» композиционный центр — это одно из пересечений, создаваемых линиями, которые делят лист на трети. Это деление чисто условное и связано с особенностями художественной традиции Запада и Востока.

    Соответственно, сильные линии формата — это вертикали и горизонтали, на которых содержатся такие точки.

    Composition Center

    ДВИЖЕНИЕ В ФОРМАТЕ

    Мы читаем и пишем слева направо, и картинки мы рассматриваем так же.
    Если персонаж находится в левой части листа и развернут вправо, то нам кажется, что он идет (смотрит) вперед (1). Если он находится в правой части листа и обращен влево — то он «возвращается (смотрит) назад».
    Также движение вверх и вправо воспринимается нами как нечто позитивное, рост, радость, взлет. Движение вниз и влево — как снижение, упадок, печаль (2).

    Рамки и указатели — это те линии в композиции, которые позволяют ограничить сцену, сфокусировав взгляд на самом главном (1). Линии в композиции заставляют зрителя невольно следовать за собой, чтобы, войдя в пространство картины, подвигаться по нему, рассмотреть и прийти к главному (2). Поэтому ошибкой являются те вертикали и горизонтали, которые идут «навылет» — по ним взгляд просто входит в пространство листа с одной стороны и тут же выходит с противоположной, не задерживаясь ни на чём.

    Frames and Pointers

    ИЕРАРХИЯ ПЯТЕН

    Это очень важный принцип, делающий композицию цельной и нерушимой: пятна разного цвета и тона НЕ ДОЛЖНЫ занимать в картине одно и то же количество пространства. Например, возьмем для начала изображение в четырех тонах: черный, белый, светло-серый и темно-серый. Их количество можно разложить по следующей схеме в любом порядке, так, что в итоге на картине будет зрительно разное количество пятен каждого тона, а значит они не будут спорить между собой.

    Hierarchy of tone

    Аналогично, можно один из серых заменить темно-синим:

    Hierarchy of tone

    Или разложить по этой схеме четыре спектральных цвета:

    Hierarchy of tone

    ПЕРЕКРЫТИЕ ПЯТЕН

    Если все предметы на листе расположены не рядом, а перекрывают друг друга — это самый простой способ создать иллюзию пространства, глубины изображения.

    Overlapping of forms

    КАДРИРОВАНИЕ

    Можно очертить рамку и расположить все предметы внутри нее, примерно по центру и не касаясь границ (1). А можно построить композицию так, что некоторые предметы уйдут за край листа (2). Это создает дополнительную динамику и чувство вовлеченности зрителя. Он как будто оказывается изнутри картины, раз некоторые предметы как бы частично выходят из поля его зрения. Использование того или иного способа кадрирования зависит от наших художественных задач:
    Cropping

    ОТНОШЕНИЕ ПРЕДМЕТА И ФОНА: КОНТРАСТ/НЮАНС

    Контраст может быть трех видов:
    1. Тональный (то есть светлее/темнее)
    2. Цветовой (например, красный и зеленый цвета контрастные, а красный и оранжевый — родственные, то есть контраста между ними нет)
    3. Пустота/заполненность (например, в месте, где пестрая фактурная форма соприкасается с белым незаполненным листом, возникает контраст. А две фактуры, примерно равные по плотности, контраста не создают)

    Если контраст — это резкое противопоставление по какому-то признаку, то нюанс — это слабое или еле заметное различие. Соответственно, на контрастах решаются самые главные элементы композиции, а на нюансах — вторые, третьи и так далее по степени важности.

    ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА КОМПОЗИЦИИ НА ВСЕ ВРЕМЕНА:

    Правило третей
    Основано на упрощенном правиле золотого сечения. Если разделить лист на три части по высоте и ширине, то получившиеся линии и точки их пересечения будут теми самыми областями, куда мы неосознанно направляем взгляд в первую очередь. Поэтому именно там уместно располагать то главное, о чем мы хотим сказать.

    Rule of Thirds

    Правило нечетных
    Хорошо, когда в композиции нечетное число элементов — три, пять и т.п. При этом, в идеале, элементы также должны подчиняться иерархии — самый большой, меньше, самый маленький, и не должны занимать по массе одинаковое место в пространстве листа. Почему так? Это просто магия 🙂 Если нарисовано два яблока, зритель быстро проскальзывает по ним взглядом и всё (1). Если нарисовано три яблока, взгляд начинает блуждать между ними, т.к. треугольник все-таки более хитрая и сложная конфигурация, чем прямой отрезок между двумя точками, и мозгу требуется больше времени, чтобы оценить и проанализировать это (2).

    Rule of Odds

    Правило треугольников
    Отсюда вытекает правило треугольников. Если предметы размещены на вершинах треугольника, да еще и попадают на сильные линии листа, то такие предметы находятся в фокусе восприятия. Также и в живописи — если, например, красный цвет появился в одной точке листа, то он обязательно должен промелькнуть еще в двух точках, чтобы сложился некий треугольник — тогда наш глаз считает такое расположение гармоничным.

    ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ В КОМПОЗИЦИИ

    1. Изображение не должно быть слишком крупным (вылезать из листа) или слишком мелким (теряться на нем)
    2. Изображение не должно быть слишком высоко или слишком низко
    3. Изображение должно быть равновесным
    Errors in Composition
    4. Предметы не должны находиться четко по вертикальной или горизонтальной оси (исключение: декоративная композиция)
    5. …не должны упираться в край листа
    6. …не должны упираться четко в угол листа
    7. …не должны упираться друг в друга

    Errors in Composition

    (Изображения из книги: В.С. Шаров «Академическое обучение изобразительному искусству»)

    иначе это страх, ужас и уныние.

    А если избегать ошибок и сознательно «сочинять» свою работу, помня о принципах композиции, то работа будет гармоничной и сильной по своему воздействию на зрителя, будет приковывать взгляд. Кстати, ровно те же самые принципы работают и при построении кадра в фотографии и кинематографе.

    Понравилась статья? Расскажи друзьям!

    Related Posts

    Метки: ,





    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    2 × 2 =

  • MIDDAYART NEWS:

    укажи здесь свой e-mail, чтобы получать всё новое и интересное. Никакого спама, только новые статьи и бесплатные материалы с MiddayArt.ru

    TAGS:

  • Метки




  • MOST VIEWED POSTS: